Блог|Кредитный рынок для предприятий стран Балтии в целом сокращается, при этом рыночная доля Bigbank продолжает расти

Кредитный рынок для предприятий стран Балтии в целом сокращается, при этом рыночная доля Bigbank продолжает расти

По словам Инго Пыдера, члена правления Bigbank и руководителя отдела банковского обслуживания предприятий, в целом корпоративный банкинг в странах Балтии переживает период явного спада – по итогам рынка, в первом полугодии объём выданных предприятиям новых кредитов по сравнению с предыдущим годом снизился на 20-50%, в зависимости от сферы деятельности и страны, при этом Bigbank сумел увеличить свой корпоративный кредитный портфель в Эстонии, Латвии и Литве на 32% на базе года.

По словам Инго Пыдера, в трёх странах Балтии Bigbank за 7 месяцев выдал новых бизнес-кредитов и лизингов на сумму более 209 миллионов евро, что примерно соответствует уровню прошлого года. «Портфель бизнес-кредитов и лизинга Bigbank в июле превысил 560 миллионов евро, и мы продолжаем расти во много раз быстрее рынка», – отметил Пыдер.

По оценкам Пыдера, состояние корпоративного кредитного рынка в станах Балтии далеко не радужное – объёмы продаж бизнес-кредитов и лизинга за первые 6 месяцев текущего года значительно снизились по сравнению с прошлым годом. «Если посмотреть на направления деятельности, которые являются фокусными для Bigbank, а именно – сельское хозяйство, лесное хозяйство, недвижимость и строительство, то в Эстонии, например, оборот кредитования в первом полугодии в сельском и лесном хозяйстве оказался -41%, а в сфере недвижимости -39%. В секторах, где наблюдается рост, например, в торговле и энергетике, за этим ростом стоят отдельные крупные сделки», – пояснил Пыдер.  

Поскольку новых кредитов предприятиям выдаётся намного меньше, это неизбежно ведёт к остановке роста кредитных портфелей или даже к их сокращению. По мнению Пыдера, именно это и произошло в банковском бизнесе стран Балтии в целом. «Рынки корпоративных кредитов Эстонии и Литвы, которые примерно одинаковы по размеру – 9 и 10 миллиардов евро соответственно – не показали роста. Литовский рынок, как самый динамичный среди стран Балтии, в первом полугодии сократился примерно на 2%. Латвийский рынок бизнес-кредитов, который меньше эстонского и литовского, также сократился».

Инго Пыдер считает, что причина застоя и спада не в том, что у предприятий стало меньше инвестиционных потребностей, а в том, что у предпринимателей стало меньше уверенности в своих инвестициях. «В такой непредсказуемой экономической среде сложно строить долгосрочные планы. Особенно в условиях, когда процентная ставка по кредитам, необходимым для реализации этих планов, в связи с повышением базовой ставки поднялась до 7-9%, и есть реальная перспектива, что базовая ставка будет оставаться выше обычной ещё год или два», – описал Пыдер текущую ситуацию и добавил, что экспортный спрос всё ещё остаётся низким, внутреннее потребление вялым, а заработная плата растёт, и стоимость кредитов сейчас высокая.

«Банки хотят давать кредиты, предоставляющие лизинг компании активно ищут новых клиентов — рисковые маржи снижены как по жилищным и бизнес-кредитам, так и по лизингам. Заметно, что у кредитодателей растёт готовность идти на риск – лизинг предоставляется даже тем предприятиям, которые в прошлом году получили бы отказ», – отметил Пыдер перемены, которые пока оценивает как положительные с точки зрения развития рынка. «Рынки стран Балтии несколько отличаются друг от друга: Эстония – флагман, литовский рынок следует за эстонским, а кредитный рынок Латвии, который и раньше по сравнению с соседями подавал лишь незначительные признаки жизни, по-прежнему тих».

Говоря о кредитном рынке стран Балтии в более широком смысле, Пыдер отмечает, что в Латвии частные лица с доходами ниже среднего, которые просто не могут удовлетворить требования банков в отношении кредитов, уже некоторое время находятся вне орбиты интересов банков. «Поскольку они не могут получить кредит, недвижимость, соответствующая их покупательной способности, никем не развивается – предложений качественного и доступного жилья мало. Для среднего класса жильё строится, и в этом сегменте рынок потихоньку работает», – описывает Пыдер ситуацию на латвийском рынке. «В Латвии недвижимость стоит дешевле, чем у соседей. Продавцы новостроек не спешат снижать цены, поскольку предложений мало, а деньги движутся и без помощи банков. Тон в основном задают эстонцы, а в сфере коммерческой недвижимости также застройщики и инвесторы, связанные с Литвой».

По словам Инго Пыдера, количество сделок с недвижимостью в Литве очень сильно сократилось. «Статистика – она такая, какая есть, но по ощущениям, снижение составило минимум 50% за короткое время. Однако сделки совершаются, и падения до нуля всё же нет, - делится он информацией, полученной от литовских коллег. – Существует мнение, что, возможно, всё станет ещё хуже. Как и в случае эстонского рынка, все чего-то ждут – и покупатели, и застройщики, и банки. Никто не хочет снижать цены, хотя покупателей мало. Кредиты предлагаются, есть желающие их получить, а это значит, что рынок всё же работает».

Оценивая положение дел в секторе недвижимости, Пыдер подчёркивает, что пессимистические прогнозы в странах Балтии всё же не сбылись – общего падения цен в новостройках не произошло, и сделки продолжают заключаться: «Ситуацию облегчило отсутствие избыточных предложений, разумный уровень безработицы и быстрый рост заработной платы, так что застройщики выстояли, а банки хотят предоставлять кредиты». По словам Пыдера, некоторый рост задолженностей по платежам в кредитных портфелях банков имеет место, но кредитного кризиса и массового увеличения задолженностей в ближайшем будущем, очевидно, не будет.

Bigbank AS (www.bigbank.ee) – это основанный на эстонском капитале банк, специализирующийся на предоставлении услуг кредитования и вкладов частным и бизнес-клиентам. В дополнение к осуществляемой в Эстонии деятельности, банк имеет филиалы в Финляндии, Швеции, Латвии, Литве и Болгарии, а также предлагает свои продукты в качестве трансграничной услуги в Австрии, Германии и Нидерландах. Объём баланса Bigbank составляет около 2 миллиардов евро, из которых на портфель коммерческих кредитов приходится более 560 миллионов евро.